Задачи, возникающие перед звукорежиссерами, весьма многообразны и зачастую непредсказуемы. Готовясь к клубному концертному мероприятию, режиссер группы ожидает увидеть на площадке консоль размером с бильярдный стол на несколько десятков каналов, богатый микрофонный парк, удобное место для своей работы. Но клубы малого формата не могут позволить себе очень дорогое оборудование, впрочем – оно и нормально, всему свое место и время. Великих денег небольшие «концертники» не приносят – публика в них деньгами не сорит, больше 100 чеков за вечер в баре бывает не так часто (а аренда помещения, увы, не снижается)… Вот и приходится экономить на всем, в том числе на звуковом оборудовании - «скажите спасибо что провода не рваные» …
Впрочем, при грамотном подходе к оснащению концертной площадки небольшого заведения можно составить весьма неплохой комплект с приличными возможностями и неплохой звукопередачей, чтобы удовлетворить технические запросы большинства музыкальных коллективов. Сегодня мы остановимся лишь на одном компоненте звукового комплекта – микшерном пульте.
Не стану в очередной раз рассказывать о преимуществах цифровых микшеров перед аналоговыми. Песня спета, и поезд ушёл, то есть выбираем «цифру». Далее – концертный зал клуба, 200 квадратных метров (брутто) c очень небольшой сценой, где с трудом умещаются музыканты группы, ударная установка, гитарные усилители и несколько сценических мониторов. Как правило, отдельного пространства для пультовой не предусмотрено, так как на двухстах метрах особо не разгуляешься – микшерный пульт располагается практически на сцене совместно с усилительной стойкой, сетевой раздачей и световым пультом (а заодно и дым-машиной). В таких условиях возможен лишь вариант с дистанционным управлением микшерным пультом посредством какого-либо мобильного устройства. Да, это не самый удобный вариант для «живых» мероприятий, но он позволяет звукорежиссеру контролировать звучание артистов в любой точке зала (преимущественно у стойки бара).
Людям, составившим мнение о концертной сцене, исходя из увиденного по ТВ или посетив концерт Малежика 20 лет назад, покажется, что я сгущаю краски, повествуя о тяготах и лишениях звукорежиссеров отечественных концертных клубов. Поверьте, настоящий угар происходит не в «Лужниках» или Кремлевском Дворце, а в небольших клубах в промзонах российских городов. В этих местах еще не перевелся дух живого рок-н-рола, бесплатная выпивка и умение звукорежиссеров починить усилитель в перерыве между песнями. С группой The WOLVES нам часто приходится играть в малых концертниках – именно в них проходили и проходят (и будут проходить) самые запоминающиеся «гиги» с непередаваемой энергетикой публики.
К чему я столько слов написал? Дело в том, что в ближайшие дни в продажу поступает новый цифровой микшер VOLTA REVVO 16.4, который идеально подойдет не только для использования в ситуационных залах, но и в небольших музыкальных клубах. Рассмотрим новинку повнимательнее.
REVVO 16.4 представляет собой рэковый цифровой микшерный пульт с возможностью прямого и удаленного управления. Микшер оснащен 16 аналоговыми входами с 10 микрофонными предусилителями и двумя выходными AUX. Процессорная часть позволяет воспользоваться процессором эффектов, 4-полосными параметрическими эквалайзерами на входных каналах и 31-полосными графическими эквалайзерами на выходных, гейтами, компрессорами, подавителем обратной связи, дакером и функцией автоматического микширования (что востребовано при работе в ситуационных залах и дискуссионных системах), а также целым рядом вспомогательных функций.
Немаловажно - при включении нового микшерного пульта VOLTA в современные звуковые комплекты можно использовать сигнал в цифровом виде, в том числе по протоколу DANTE (для чего необходимо установить опциональный модуль).
В отличие от большинства рэковых микшеров умеренной ценовой категории, REVVO разрешает достаточно комфортно регулировать все основные параметры непосредственно с лицевой панели прибора, контролируя изменения на ЖК-экране. (Я уже сталкивался с ситуацией, когда в силу ряда причин внешнее мобильное устройство отказывалось общаться с микшером за пару минут до концерта, что становилось реальной катастрофой).
По большому счету, REVVO предлагает пользователю весь основной требуемый инструментарий для создания полноценного живого микса в составе не очень сложного звукового комплекта. Если вы думаете, что количество входных и выходных каналов недостаточно для «живых» концертов, то давайте проверим.
Стандартный сет в клубе. Ожидается выступление нескольких разношерстых команд с общим звукорежиссером. Распределяем входные каналы:
1-6 – микрофоны барабанной установки (практика показывает, что такого количества микрофонов вполне достаточно для большинства небольших клубов, хотя часто обходятся и меньшим количеством).
7-8 – микрофоны гитарных стэков (хотя я лично не сторонник снятия гитарного сигнала микрофоном на компактных сценах. Данная конфигурация содержит слишком много переменных составляющих и факторов внешнего влияния – предпочтительнее пару «динамик-микрофон» заменить виртуальными импульсами гитарных процессоров или, на крайняк, дибоксом с кабинетулятором).
9-10 – вокальные микрофоны.
11-12 – стереопара бэк-трэка группы (в последнее время этим пользуются даже «тру-металлисты»).
13-14 – стереопара для клавишных инструментов или музыкального проигрывателя фонового озвучивания и дружеских посиделок.
15 – линейный сигнал усилителя бас-гитары.
16 – резервный вход или talk back.
AUX1 – первая мониторная линия.
AUX2 – вторая мониторная линия (как правило, микс барабанщика).
Персоны с романтическими наклонностями могут найти применение и для CTR OUT, например, для прострелов сцены (чего лично я не делал бы).
Да, микшер забит под завязку, но и критической нехватки не наблюдается. Безусловно, есть о чем спорить – найдутся адепты сложных коммутационных схем, диковинных методов съема сигнала музыкальных инструментов и диванные теоретики. Но все их доводы могут быть разбиты суровой практикой, основанной на имеющемся в распоряжении звуковом комплекте и скромнейшем бюджете на его модификацию.
В принципе, микшерные пульты класса REVVO 16.4 не несут в себе каких-либо избыточных функций и являются сугубо практичным, функциональным прибором для конкретных задач с определенными техническими потребностями. Благодаря встроенным помощникам, таким как дакер, подавитель обратной акустической связи и автомикс, REVVO найдет себе применение, скорее, не на концертных площадках, а в составе звукоусилительных комплектов спортивных и торговых комплексов, залах заседаний, образовательных организациях и ситуационных залах.