русeng
Профессиональное звуковое оборудование
8-495-748-30-32

с 10:00 до 18:00 (пн-пт)

volta@volta-audio.ru
Заказ
Заводной апельсин (про репу)

I'm singing in the rain

Just singing in the rain

What a glorious feelin'

I'm happy again. (с)

 

Заводной апельсин.

В тот день, когда мне исполнилось 2 года, на экраны вышел фильм Стенли Кубрика «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange) по мотивам одноимённого романа Энтони Бёрджесса. Это парадоксально-футуристическое кинотворение послужило источником вдохновения для многих неординарных музыкантов, создавших любимейший всеми музыкальный стиль thrash-metal.  (Ну, не смотрят музыканты Гарри Поттера).

Но связь «Заводного апельсина» с музыкой имеет ещё одну занимательную историю. Режиссёру фильма четыре дня не удавалось добиться желаемого результата во время съёмок эпизода нападения на семью писателя - сцена выглядела слишком скучно (!) и обыденно (!!!). Решив поэкспериментировать, Стенли Кубрик попросил Малколма Макдауэла немного потанцевать в кадре. Главный герой исполнил несколько танцевальных па, припевая единственную знакомую ему песню Singing in the rain из популярного мюзикла. Кубрик был настолько поражен результатом, что немедленно выкупил права на эту песню за 10.000 долларов!

 

 

Кстати, история имеет продолжение. Как-то на одной пьянке Малколм Макдауэл встретил Джина Келли - актёра, исполнившего песню Singing in the rain в фильме-мюзикле. Пожилой актёр, не допив налитое, покинул вечеринку, демонстративно отказавшись разговаривать с новым олицетворением популярной мелодии.

 

Про репу.

У вас есть знакомые музыканты? И как вам они? Попробуйте на досуге попросить их сказать что-нибудь «по-музыкантски». Нот они всё равно не знают, а вот слово «репа» из их уст может прозвучать также загадочно, как «Си-бемоль субконтроктавы».  

Репа – слово из профессионального жаргона музыкантов, означающее три часа совместного музицирования с целью повышения исполнительского мастерства в специально предназначенном для этого помещении. Синоним слову «репа» - репетиция (от лат. repetitio — повторение).

Помещение для проведения репы обычно называют «база». А вот как называется оборудование, установленное на базе для репы, не знает никто, так как нет таких слов ни в одном приличном языке.

 

 

Фраза «пусть репетирует тот, кто играть не умеет» приписывается сразу нескольким известным музыкантам, но своей известности они добились тысячами часов, проведённых на репетиционных базах. Именно на репах домашние наброски превращаются в «нетленки», а группы из безалаберной компании друзей превращаются в мощные машины, где все детали и механизмы работают слаженно и синхронно. Истории о том, как впервые собравшись вечером в студии малознакомые музыканты к утру записали шедевр в виде полноформатного альбома, оставим для успокоения непризнанным гениям, ленящимся оторвать гудок от дивана. Любой талант – это труд, а гений – это очень трудолюбивый талант.  

 

По делу! (с)

За 30 лет работы в музыкальных группах я побывал на сотнях самых различных репетиционных баз. Подчас это были поистине уникальные места, расположенные в трансформаторных будках, детских садах, гаражах и даже в здании районного управления ФСБ (тогда ещё КГБ). В большинстве своём, ценность самой базы определялась наличием хоть какой-то пригодной площади для размещения оборудования и музыкантов. Сами понимаете, время репетиции метал-банды в квартире многоквартирного дома ограничивается временем приезда наряда полиции, что совсем недолго. Требуется отдельное помещение. А помещение нужно оборудовать и, что немаловажно, подготовить к работе.

Для репетиций привычного состава рок-группы из 3-5 человек требуется комната площадью от 30 квадратных метров, что является минимально достаточным метражом. Вообще, для громкой метал-банды желательно помещение побольше, так как использование акустической ударной установки подразумевает необходимость немалого звукового давления остальных инструментов и голоса. Если акустические системы и барабаны будут находиться в непосредственной близости друг к другу, то органы слуха музыкантов окажутся под большой угрозой. В принципе, эта проблема решается использованием берушей - поначалу это вызывает некий дискомфорт, но через пару репетиций данный вариант принимается за вполне рабочий.

Про акустическую подготовку помещения мы сейчас говорить не будем – это тема большая и неоднозначная, хотя в любом случае, голые стены репетиционной комнаты превращают базу в настоящий портал в ад. Давайте поговорим о звукоусилительном оборудовании.

В большинстве случаев, если мы говорим об оборудовании репетиционных баз для рок-коллективов, звуковые комплекты строятся по стандартным правилам – гитары и бас усиливаются персональными стэками или комбо, вокальные микрофоны, клавишные инструменты (если есть такие) и бочка (об этом чуть позже) - через основную РА-систему, управляемую небольшим микшером. Данная структура построения комплекта является вполне приемлемой и имеет право на жизнь, хотя и не лишена недостатков. В 90% случаев, на сдаваемых в почасовую аренду репетиционных базах используется вышеобозначенная комплектация.

 

 

Теперь по порядку. Основы. Никогда не стоит пытаться оборудовать репетиционную базу, предназначенную для сдачи в наём, на последние деньги, особенно – если их мало. В отличие от персональной базы, где всё готовится под собственные потребности и возможности, арендная база должна отвечать ожиданиям пользователей. Самое большое заблуждение об оборудовании базы заключается в мысли, что это лишь репетиционная комната, слышно и ладно… Поясню, почему это не так.

Прежде всего, база, работающая на коммерческой основе, для своей окупаемости эксплуатируется практически 24/7. Всё оборудование работает на износ. Давайте переложим количество «моточасов» оборудования за единицу времени (например, за месяц) на базе на тот же параметр оборудования концертного зала и поймём огромную разницу в необходимом «моторесурсе». Кроме того, зачастую музыканты не являются профессиональными пользователями аудиоприборов и могут допускать серьёзные ошибки в их подключении и настройке, то есть в довесок к стандартным нагрузкам добавляются и шоковые. И если вы думаете, что купленные по дешевке на «Авито» акустические системы и усилители (сомнительного происхождения) проживут на базе больше недели, то вы заблуждаетесь. Всё оборудование должно быть подобрано по требованиям, предъявляемым к длительному туру – надёжность, качество звукопередачи, ремонтопригодность, универсальность. Всем понятно, что в многомесячное концертное турне глупо брать починенный на коленках простенький усилитель или сложно управляемый микшер – цена технической неисправности слишком высока.

Предвижу скептические возражения – «Оно конечно правильно, но – дорого. Стоимость оборудования в любом случае будет переложена на цену аренды базы, то есть на кошельки музыкантов. Они точно согласны платить за дорогие акустические системы и микрофоны?» Если вы это спрашиваете, значит вы мало бываете на репетиционных базах – проблема найти хорошую базу, а не дешёвую. Поймите верно – платить за аренду придётся в любом случае, только результат наверняка будет разнополярный. Приехать через полгорода на базу, где барабанщик будет сорок минут приводить в чувство убитые крепежи и стойки барабанов, гитаристы поймут, что звук их ESP и Gibson в местных комбо опознать не получится, а басисту скажут, что басовый усилитель внезапно сломался (всего 2 месяца назад)… Зато микшер хороший (только не работает). Сэкономили? Вообще, нужно свыкнуться с мыслью, что музыка – дорогое хобби.

 

Работа без ошибок.

Теперь давайте без тоски и печали оснастим репетиционную базу, способную удовлетворить бо́льшую часть запросов музыкантов. Деньги будем тратить свои, то есть между понятиями «желание» и «возможность» придётся иногда выбирать, используя дополнительное слово «правильно». (Эх, значит опять без Meyer Sound).

Начнём с помещения. Повторю своё мнение: минимальная площадь репетиционной комнаты – 30 кв. метров. Чем больше, тем лучше, но дороже. Прежде чем начать затаскивать в комнату барабаны и усилители, необходимо провести работы по звукоизоляции и звукопоглощению, чтобы сберечь свои органы слуха и нервы соседей по зданию. Обязательно оснастите комнату достаточным количеством силовых розеток – их никогда не бывает слишком много. Педалборды, усилители, зарядки для телефонов, рекордеры и прочая энергопоглощающая утварь требует персональной точки питания, и переноска-разветвитель будет не лучшим выбором. Ну и вентиляция – звукоусилительная техника и разгорячённые музыканты выделяют много тепла и требуют свежего воздуха, желательно кондиционированного. (Соблюдению климатических норм на базах подчас уделяется незаслуженно мало внимания, что напрасно – репетируя с The Wolves мы неоднократно меняли дислокацию именно из-за духоты на репетициях.)

 

 

Когда подготовительные работы были сделаны, начинаем выбирать оборудование.

Ударная установка. Я не буду называть конкретные серии конкретных производителей хотя бы потому, что ни один из них за это не заплатил (шутка). В любом случае, основное требование – механическая прочность всех регулируемых элементов конструкции. Каждый барабанщик, как правило, регулирует высоту и наклон барабанов и стоек под себя, и пионерская серия (даже самого известного производителя) не позволит рассчитывать на долгую жизнь металлических сопряжений ввиду использования низкоуглеродистых сталей или цветных металлов. То есть через пару месяцев (а вероятнее раньше) ударная установка превратится в гору никому не нужных болтов, трубок, деревяшек и пластика. Такие же требования предъявляются и к «железу» (тарелкам) - пусть это будут не топовые модели, но без трещин и сколов. Если барабанщику требуется какой-то особенный звук «железа», то путь приносит всё своё, что, как правило, и происходит.

Далее – гитарные и басовые усилители и кабинеты. Они должны быть достаточно высокой мощности и иметь характер звучания, приемлемый для основного количества посетителей. Нет смысла ставить на базу узкоспециализированные или супернавороченные усилители. JC-120 или Herbert отличные приборы, но нужны далеко не в любом случае. Конфигурация «голова + кабинет 4х12”», на мой взгляд, является оптимальным выбором для среднеразмерной базы. Кстати, обратите внимание на наличие разрыва в цепи усилителя – при использовании гитаристами процессоров это необходимо.

Басовый стек формируется по тем же нехитрым правилам – надёжность и достаточная мощность.

Нужно ли подключать гитарные и басовые усилители к общей РА-системе? Я бы не стал, так как звукопередача гитарных динамиков и динамиков РА-системы очень различается. Кроме того, согласование уровней сигналов, а также отсутствие конкретной артикуляции добавит хаоса в звуковое пространство комнаты.

Основной РА-комплект репетиционной комнаты служит для воспроизведения сигнала любых источников, впрочем, для гитар необходимо сделать исключение (смотрите выше). В состав комплекта РА в большинстве случаев входят широкополосные акустические системы (активные или с внешним усилителем), микшерный пульт и отдельный drum fill – монитор барабанщика, о чём поговорим отдельно. Нужны ли сабвуферы в репетиционной комнате? В случае достаточной мощности бас-гитарного усилителя в них нет надобности. Нужно смириться с мыслью, что в современной рок-музыке сигнал низкого спектра остаётся лишь за бас-гитарой (или инструментом, её заменяющим) и (весьма избирательно и частично) за бас-барабаном (бочкой), хотя случаются нюансы… Да, всем известны случаи, когда в силу ряда причин ряд партий (включая басовые) отдаются в ведение различным плеерам, секвенсорам и прочим электронным «самоиграйкам», что предполагает использование полнодиапазонной РА-системы с сабвуферами. Но и в этом случае я бы рекомендовал использовать басовый комбо, подведя к нему выделенный сигнал данного инструмента используемого плеера. Это позволит создать необходимый баланс партий всех инструментов, воспроизводимых плеером. Обратите внимание, что сегодня мы говорим только о небольшой репетиционной комнате, 30-40 квадратных метров. Если вам посчастливилось стать обладателем комнаты площадью значительно больше обозначенных чисел, то полноценный звукоусилительный комплект не помешает, но это случай для отдельного рассмотрения ввиду своей уникальности.

Пару слов о бочке (бас-барабане). Во время работы на репетиционной базе музыкальных коллективов, проповедующих «громкую» музыку, требуется отдельно усилить звук бочки, для чего используется отдельный микрофон и канал микшера. В предыдущей публикации я уже говорил о преимуществах триггера перед микрофоном, так что о выборе того или иного способа звукоусиления бочки можно почитать отдельно. Бочка – единственный из установки барабан, требующий звукоусиления, так как громкости остальных компонентов «кухни» будет с избытком. Опять возникает вопрос о необходимости сабвуферов – низкочастотная составляющая бочки в современной музыке весьма значительна, и широкополосных систем будет явно недостаточно. Вероятно, что это так, но лишь отчасти. Частоты диапазона бочки, лежащие с нижней стороны границы, воспроизводимые широкополосной системой, важны для создания звуковой палитры музыкального произведения, а для читаемости и взаимодействия с другими инструментами группы более ценны частоты повыше, выявляющие информацию о конкретном расположении удара бочки во временном континууме. (Только не нужно думать, что я принадлежу к секте ненавистников сабвуферов или у меня специфическая фобия. Я лишь излагаю факты, незнание которых привело к массе потерянного времени на репетициях и ухудшению слуха).

 

 

Говоря об ударной установке, стоит обратить отдельное внимание на монитор для барабанщика. Вообще, мониторные системы на репетиционной базе используются нечасто ввиду занимаемого ими места (которого и так не хватает), стоимости и неумения ими пользоваться. Но на базах большой площади сценические мониторы позволяют каждому музыканту создать так называемый sound room с индивидуальным миксом, что пойдёт на пользу репетиционному процессу. Как бы то ни было, кроме монитора барабанщика, в комнате индивидуальных мониторов скорее всего вы не увидите, но этот единственный монитор очень важен. Дело в том, что любая геометрия комнаты и желание музыкантов контролировать свои музыкальные партии заставляют ориентировать расположение кабинетов инструментальных усилителей на себя. То есть, барабанщику остаётся довольствоваться хаосом отражённого сигнала, достающемся ему с сильно искажённой АЧХ. Если группа исполняет радиоформатную лавандовую чушь, то монитор нужен барабанщику лишь в качестве раздражающего фактора, позволяющего не заснуть за установкой. Но если вы играете что-то поживее и/или потяжелее, то парню за барабанами нужна чёткая ритмика и артикуляция основных инструментов. Монитор барабанщика подключается к микшерному пульту на отдельный выход, куда собирается необходимый музыканту микс – как правило, гитары, бочка и основной вокал (бас-гитару он услышит в любом случае ввиду сферической направленности НЧ- звуковых волн басового кабинета). О вариантах съёма гитарного сигнала вы сможете почитать в нашей предыдущей публикации.

 

Чисто конкретно.

Теперь несколько строк о нюансах выбора конкретных моделей оборудования. Как мы уже определились, для нормального функционирования базы нам потребуется несколько вокальных микрофонов, несколько инструментальных микрофонов (которые могут использоваться как для акустических инструментов, так и для желающих «снять» сигнал гитарного комбо микрофоном), микрофон (или триггер) для бас-барабана, микшерный пульт, 2 мощных акустических широкополосных системы, напольный монитор для барабанщика, 2 мощных ходовых гитарных усилителя с кабинетами 4х12, мощный басовый усилитель с соответствующим кабинетом, прочная ударная установка, а также хороший ассортимент стоек, коммутационных кабелей, пюпитров и т.п.

Начнём с микшерного пульта. Прежде всего, микшер должен иметь достаточное количество входных и выходных каналов, в нашем случае это 8-12 микрофонно/линейных входов + 2 стереопары, медиаплеер, читающий USB-накопители и внешние Bluetooth-устройства (поверьте, это важно), процессор эффектов (хотя я являюсь противником использования данного изобретения в ограниченном пространстве репетиционной комнаты или малой сцены) и аудиоинтерфейс. Между цифровым и аналоговым микшером я бы сделал выбор в пользу аналогового в силу простоты работы с ним, стоимости и отсутствия необходимости администратору базы осваивать новую профессию. Думаю, что всеми указанными характеристиками обладает микшер VOLTA ARTIST 1224+. По большому счёту, это не просто микшерный пульт, а аналого-цифровая рабочая станция звукорежиссёра, позволяющая в реальном времени использовать все возможности современного аудио, не прибегая к излишне сложным алгоритмам управления и большим бюджетам.

 

 

Акустические системы репетиционной комнаты должны иметь запас мощности и хорошую встроенную защиту от перегрузок, вызванных неумелыми действиями некоторых музыкантов. В выборе меду активными и пассивными системами много нюансов, среди которых удобство использования, ремонтопригодность, защита от ошибок пользователей и т.п.

 

 

При выборе активных систем лучше отказаться от приборов с открытыми возможностями к изменению параметров, так как слишком велика вероятность некорректного пользования. Например, желая обогатить частотный диапазон, музыкант может полностью выкрутить регулятор низких или высоких частот (а это 15 дБ), усугубив это аналогичным действием на микшере. К чему это приведёт можно не объяснять. Идеальным вариантом будет закрытая конфигурация управления системой с заранее отстроенной и защищённой программой процессора, как в VOLTA MAX 15A. Активные акустические системы VOLTA серии MAXIMUM оснащены усилительными модулями с мощным DSP Marani, который предоставляет широкие возможности по управлению параметрами АС в цифровой среде. К ним относятся как стандартные функции, например, управление входным усилением, задержкой, шумоподавлением, параметрическим эквалайзером, изменением полярности и т.д., так и продвинутые блоки обработки: динамический фильтр громкости, комплексная RMS-компрессия и ограничение звукового сигнала, а также кроссоверные IIR-фильтры Линквица-Райли, Бесселя, Баттерворта и уникальный MIR-фильтр с линейной фазовой характеристикой, который упрощает работу с фазой в области разделения частот кроссовером  при сохранении очень низкой задержки.

В случае, если мы всё-таки решим использовать сабвуферы, то можно использовать широкополосные системы с 12-дюймовым динамиком.

Монитором барабанщика может служить как обычная акустическая система, установленная на стойку, так и напольный сценический монитор – всё зависит от особенностей и возможностей размещения оборудования. Если смотреть в сторону напольного монитора, то рекомендации мало отличаются от аналогичных по РА-системам. Мои персональные предпочтения – VOLTA ONSTAGE 210A. От аналогичных систем этот монитор отличается как своей нечасто используемой конфигурацией 2х 10” с центральным расположением драйвера, так и ультрасовременным, насыщенным передовыми технологическими решениями усилительным модулем, разработанным и произведённым компанией MARANI. Это по-настоящему профессиональная система высочайшего класса, к которой у любого барабанщика не будет никаких претензий.

 

 

Микрофоны… Больная тема. Расходный материал. Если бы микрофон можно было изготовить из монолитного куска чугуна, то вряд ли бы он прожил на базе намного дольше серийных собратьев. Я не знаю, что происходит с микрофонами, когда администратор базы закрывает за собой дверь, но через пару часов новые микрофоны напоминают работы модерновых художников-акционистов, корёжащих металл в поисках причудливых форм и физических парадоксов. В общем, ознакомьтесь с ассортиментом проводных микрофонов VOLTA и не удаляйте из браузера смартфона закладку – через пару недель пригодится.

Рекомендации, обозначенные в нашей публикации, безусловно не могут претендовать на истину в последней инстанции – они лишь отражают личный опыт и предпочтения автора. Тем не менее, в качестве отправной точки этот материал может вполне пригодиться как инвесторам, размышляющим об открытии арендной репетиционной базы в качестве самостоятельного бизнеса, так и для музыкантов, подыскивающих место для постоянной дислокации.

 

 

Завершая публикацию, позволю себе напомнить, что выбор оснащения репетиционной базы очень влияет на продуктивность творческого процесса музыкального коллектива. А чем плодотворнее мы репетируем, тем лучше мы играем на сцене. Если мы лучше играем, то больше нравимся зрителям. Чем больше нравимся зрителям, тем больше девчонок хотят с нами познакомиться. Значит, увеличивается вероятность продолжения знакомства с приобщением к таинству решения демографического вопроса. А наши демографы голову ломают что бы сделать для увеличения рождаемости – нужно как следует оборудовать репетиционные базы!