русeng
Профессиональное звуковое оборудование
8-495-748-30-32

с 10:00 до 18:00 (пн-пт)

volta@volta-audio.ru
Заказ
ВСЁ ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ! О пользе знаний при составлении комплектов звукоусиления

 

В пору школьного детства звукоусилительный комплект нашего среднего образовательного учреждения состоял из усилителя мощности «Электрон 104», микрофона МД-200А и пары акустических систем, потерявших всякий облик. Нехитрая аппаратура хранилась в кладовке актового зала и запиралась завучем на ключ. Все 10 лет моего обучения в школе вышеописанный комплект прожил без изменений и повидал десятки дискотек и вечеринок, школьных линеек и утренников, новогодних ёлок и родительских собраний. Не удивлюсь, что по прошествии лет он со старческим хрипом продолжает учить школьников чему-то хорошему.

 

Тем не менее, время идёт, требования к техническому оснащению образовательных учреждений возрастают, возможности современного оборудования заставляют быть внимательнее при его выборе и эксплуатации.

Нередко приходится слышать, что школьный звукоусилительный комплект не требует сколь угодно великих технологических изысков и для его составления можно использовать самые бесхитростные приборы. Позвольте не согласиться с этим мнением и поделиться своими наблюдениями и личным опытом, основанным, в том числе, на печальных ошибках.

Прежде всего, нужно принять во внимание разнообразие задач, решаемых комплектом звукоусиления любой среднеобразовательной школы. Не забывайте, что школа - это как минимум 1000 маленьких хороших человек плюс преподаватели, и у каждого из них свои потребности в децибелах в зависимости от ситуации. Есть смысл не зацикливаться лишь на основном комплекте актового зала – в современной школе многообразие мероприятий требует и многообразия применяемого оборудования, различающегося своими эксплуатационными характеристиками. Например, торжественная линейка учащихся во дворе школы подразумевает использование мобильного оборудования, где также множество нюансов, первый из которых – электропитание (удлинитель питания, подключенный к розетке в коридоре - это очень небезопасно и ненадёжно). Для речевого обращения выступающего к школьникам нет нужды городить огород из большого количества приборов и коммутации – достаточно одной мобильной акустической системы с аккумуляторным питанием и радиомикрофона (также с автономным питанием).

 

На практике это выглядит так:

1. Акустическая система с автономным питанием ECO VOYAGE XV – 1 шт

2. Микрофонная радиосистема VOLTA PRESTO 2 MIC – 1 шт

3. Микрофонная стойка ROXTONE MS020 – 1 шт.

 

И всё. Никакой коммутации не требуется – приёмник радиосистемы подключается непосредственно во входное гнездо микшера акустической системы. Почему мы рекомендуем именно такой состав для оперативной работы?По порядку.

Акустическая система ECO VOYAGE XV предназначена для автономного использования в местах, где отсутствует сетевое электропитание, или просто для оперативной работы. Высокая мощность системы, отличное качество звукопередачи, широкий набор функций (встроенный микшер, мультиформатный плеер с USB, SD и Bluetooth) и 6 часов автономной работы позволят уложиться в любой регламент школьного мероприятия. Кстати, VOYAGE оснащён встроенной LED-подсветкой, что поможет привнести дополнительные краски в вечеринку 10 «Б» класса, если, конечно, завуч забудет запереть кладовку на ключ.

 

В зависимости от озвучиваемой площади (пространство школьного двора, рекреация, класс или спортзал), можно выбрать одну из 4 моделей VOYAGE, различающихся мощностью и габаритными размерами.

В качестве радиосистемы для проведения мероприятий на свежем воздухе предлагаем использовать специальную радиосистему VOLTA PRESTO 2 MIC. Эта радиосистема с двумя ручными микрофонами создана специально для использования с акустическими системами VOYAGE. Главной отличительной особенностью PRESTO 2 MIC является отсутствие необходимости в какой-либо коммутации, так как приёмник системы оснащён встроенным в корпус выходным разъёмом, непосредственно подключаемым ко входу микшера радиосистемы. Мало того, пользователю не стоит беспокоиться о возможных помехах в радиочастотном тракте, так как радиосистема автоматически определит свободные частоты и настроится для работы на этих каналах.

 

 

Говоря о мероприятиях на открытом воздухе, невозможно не вспомнить школьную спортивную площадку, хотя многие школы обладают своим полноценным стадионом. Площадь стадиона не всегда подходит для озвучивания одной системой VOYAGE, и, если есть возможность, неплохо подумать о стационарных всепогодных громкоговорителях. Вероятно, многие из читателей вспомнят своеобразные звуки трансляционных «колокольчиков», природу происхождения которых было сложно идентифицировать в силу технических характеристик громкоговорителей. Сейчас есть возможность пользоваться более совершенными изделиями, способными воспроизводить практически полный музыкальный спектр частот с высоким давлением, неплохой динамикой и линейностью. Рекомендуем обратить внимание на серию STORM, которая легко справляется с качественной звукопередачей не только голосовых сообщений, но и музыкального сигнала.

Серия состоит из четырех видов акустических систем – 3 широкополосных и одного сабвуфера (что является большой редкостью). Широкополосные системы имеют коаксиальный принцип расположения динамиков с размерами НЧ-динамика от 8 до 15 дюймов и обладают мощностью до 400 Вт.

 

 

Для использования в трансляционных сетях с длинными коммутационными линиями в конструкции систем установлен 100В согласующий трансформатор, что позволяет использовать значительное количество систем в одной параллели. В качестве усилителей мощности предлагается использовать большой ассортимент приборов NEVOD и ВЕКТОР.

И наконец, мы добрались до основного школьного комплекта звукоусиления. Вариативность состава оборудования и способов его эксплуатации достаточно велика, чтобы охватить хотя бы треть из них. Согласитесь, количество учащихся и бюджет большой столичной школы не идёт ни в какое сравнение с аналогичными цифрами скромного провинциального учебного заведения. Актовый зал некоторых школ может дать фору нормальному «концертнику» как по вместимости, так и по уровню технического оснащения. Впрочем, у нас нет уверенности в необходимости оснащать школу концертным звуковым комплектом по техническому райдеру группы Metallica или Slayer – наверняка Министерству образования найдётся куда потратить деньги более разумно.

Итак, смоделируем обычный актовый зал обычной хорошей среднеобразовательной школы, где учатся обычные хорошие дети и обычный хороший директор понимает важность грамотного подхода к расходованию обычных рублей на хорошие децибелы. Предположим, что зал оснащается «с нуля», то есть в школе ничего нет или, по крайней мере, то, что есть не заслуживает внимания.

В работе над составлением взвешенного коммерческого предложения принято опираться на грамотное техническое задание (ТЗ), составленное заказчиком. Как правило, в ТЗ фигурирует достаточно много пунктов, подробно описывающих основные эксплуатационно-технические параметры необходимого оборудования, включая варианты размещения, характер проводимых мероприятий, обслуживание и обучение персонала. Но от школы вы можете получить видоизменённый документ (причём в устной форме): «мероприятия у нас проходят все и разные, денег нет, но нужно чтобы было лучше всех и обязательно к 1 сентября». Хорошо, будет сделано).

Итак, актовый зал школы в нашем случае вмещает 400 хороших маленьких человек, имеет размеры 12х20 метров с 5-метровыми потолками, ровный пол и сцену высотой 1 метр. В качестве зрительских кресел используются полумягкие стулья, которые легко убираются, позволяя превратить актовый зал в большой танцпол.

 

 

С учётом всех возможных «за и против» основной портальный комплект лучше подвесить, вне зависимости от типа используемых акустических систем, будь то линейный массив или точечные источники. Причины: улучшается равномерность звукового покрытия зала, сценическое пространство остается свободным, акустические системы становятся недоступными для несанкционированного доступа. Среди минусов такого решения – сложность подвеса (в ряде случаев), отсутствие возможности использовать оборудование в другом месте, нюансы с обслуживанием и контролем, вероятная необходимость увеличивать количество низкочастотных систем. В общем, нужно смотреть на месте - наверняка будут и другие нюансы и сложности.

Как рассчитать необходимую мощность звукового комплекта? Никак. Считать нужно давление (впрочем, это касается не только школы). Нормы безопасности детских мероприятий предписывают допустимые пределы, ограниченные 85 децибелами в двух метрах от ближайшего источника звука, то есть совсем не громко по современным меркам. Это говорит о том, что нужно больше внимания уделить равномерности звукового покрытия зрительного зала. Конечно, современные тинейджеры уже привыкли к громкой музыке и эффектам в кинофильмах. Но ведь это наши дети! Да и говоря откровенно, на вечеринке старшеклассников вряд ли всё ограничится указанными 85 децибелами.

Давайте попробуем составить несложный звукоусилительный комплект для нашего зала.

 

Вариант 1 – линейный массив.

Мы не будем использовать очень сложные системы, так как они требуют профессионального подхода к настройке и эксплуатации, к чему школьные специалисты в большинстве случаев не готовы. Предлагаем применить активный массив VOLTA FLY LINE, который очень прост как в инсталляции и настройке, так и в эксплуатации и обслуживании, к тому же очень надёжен и недорог.

Наименование Описание Кол-во
VOLTA FLY ТОР 210A Активная широкополосная система, элемент линейного массива. Мощность (RMS) 500 Вт, УЗД 136 дБ, динамики – СЧ/НЧ 2х10”, ВЧ 2х1,34”, встроенный управляющий цифровой процессор 8
VOLTA FLY SUB 18A Активная низкочастотная система, элемент линейного массива. Мощность (RMS) 600 Вт, УЗД 138 дБ, динамик 18”, встроенный управляющий цифровой процессор 2
VOLTA FLY LINE FRAME Рама для подвеса акустических систем 2
VOLTA FLY STAGE 10A Активная широкополосная система, сценический монитор. Мощность (RMS) 350 Вт, УЗД 126 дБ, динамики – НЧ 1х10”, ВЧ 1” коакс, встроенный управляющий цифровой процессор 4
VOLTA ZION 2412 Цифровой микшерный пульт, 24 входных канала (32 цифровых), 12 выходных, 12 DCA групп, 13 моторизированных фейдеров 1
VOLTA DIGITAL 0202 PRO+ Микрофонная цифровая радиосистема с 2 ручными микрофонами в комплекте со сменными капсюлями 1
VOLTA DIGITAL 0202 HL PRO Микрофонная цифровая радиосистема с 2 головными микрофонами в комплекте с петличными  
VOLTA DM-b58 Ручной динамический микрофон проводной 4
Комплект коммутации и дополнительного сценического оборудования Кабели, разъёмы, микрофонные стойки и т.п. (кол-во рассчитывается исходя из параметров зала и способа размещения оборудования) 1

 

Этот звукоусилительный комплект позволяет проводить школьные мероприятия без оглядок на возможности оборудования. Кроме незамысловатых представлений малышей в актовом зале можно проводить и вполне «взрослые» концерты или танцевальные вечеринки.

Но если школа у вас поменьше, с деньгами потуже или с фантазией попроще, то можно упростить и основной звукоусилительный комплект. В принципе, мы бы не стали, не вникая в подробности и нюансы, вообще рекомендовать что-либо. Любое техническое предложение базируется на техническом задании заказчика и учитывает многочисленные параметры помещения. Но вполне вероятно, актовый зал именно вашей школы подойдёт для второго варианта комплекта.

 

 

Второй вариант подразумевает немного упрощённый подход к размещению оборудования и не требует специфических навыков в его настройке и эксплуатации. Акустические системы располагаются на сцене портально и допускают оперативное перемещение в случае такой необходимости.

Основные элементы комплекта имеют доступные алгоритмы управления и «прощают» пользователям некоторые ошибки.

 

Наименование Описание Кол-во
ECO TANGO 12A Активная широкополосная система. Мощность (RMS) 250 Вт, УЗД 125 дБ, динамики – НЧ 12”, ВЧ 1,34”. 2
ECO TANGO SUB 18A Активная низкочастотная система, сабвуфер. Мощность (RMS) 700 Вт, УЗД 132 дБ, динамик 18”, встроенный стереокроссовер. 2
ECO TANGO 10A Активная широкополосная система, сценический монитор. Мощность (RMS) 200 Вт, УЗД 122 дБ, динамики – НЧ 1х10”, ВЧ 1” . 4
VOLTA ARTIST 1224+ Профессиональный микшерный пульт, 12 мик/лин. входа + 2 стереопары, 2 суб-группы, 2 AUX, мастер-эквалайзер, 2 процессора эффектов, MP3/Bluetooth-плеер 1
VOLTA US-102 Микрофонная радиосистема с 2 ручными микрофонами, UHF. 1
VOLTA US-102H Микрофонная радиосистема с 2 головными микрофонами в комплекте с петличными. 2
VOLTA DM-b58 Ручной динамический микрофон проводной. 4
Комплект коммутации и дополнительного сценического оборудования Кабели, разъёмы, микрофонные стойки и т.п. (кол-во рассчитывается исходя из параметров зала и способа размещения оборудования). 1

 

Приведённый выше состав оборудования позволяет проводить практически любые школьные мероприятия, запланированные основным графиком работ. Концерты школьной самодеятельности, театральные постановки, утренники и «ёлки» - всё может быть обеспечено хорошим звучанием и весёлым настроением.

Можно ли ещё упростить комплект? Вероятно, да, но нужно понимать, что это приведёт к поиску определённых компромиссов, особенно при проведении больших концертных мероприятий.

Отдельно стоит поговорить об оснащении школы системой трансляции, включая местный радиоузел. Но эта тема немного шире, чем кажется, поэтому мы вынесем её в отдельную публикацию.

Если у вас есть желание рассмотреть другие примеры оснащения звуковым оборудованием тех или иных объектов, не стесняйтесь сообщить нам об этом.