
По роду своей деятельности нам практически ежедневно приходится заниматься составлением технических предложений по оснащению театральных, концертных и многофункциональных залов профессиональным звуковым оборудованием. Работа интересная, но хлопотная, так как требует внимательного отношения к большому количеству нюансов, определяющих те или иные аспекты выбора соответствующих приборов и систем. Нередко, для ускорения процесса, заказчик просит предоставить ему какое-то базовое типовое предложение для стандартного зала с целью обозначить бюджет и порядок подготовительных работ. В большинстве случаев мы стараемся всё-таки избегать выполнения подобной просьбы, так как последствия подобного деяния могут быть абсолютно непредсказуемые – от обвинения в непрофессионализме при оценке предложения со стороны коллег по индустрии (всё-таки типовое предложение не будет соответствовать некоторым параметрам озвучиваемого зала) до поставки на объект некорректно подготовленного комплекта оборудования.
Тем не менее, для самостоятельного освоения основных принципов формирования звукоусилительных комплектов, мы подготовили несколько примеров, которые помогут специалистам обратить внимание на наши рекомендации.
Ещё раз акцентируем внимание на том, что мы рассматриваем каждый зал как уникальное специализированное помещение, требующее особого подхода в создании технического предложения. И речь идёт не только о геометрии зала, но и проводимых в зале мероприятиях, а также о возможных особенностях эксплуатации оборудования. Ниже мы приведём несколько примеров осуществлённых ранее работ по оснащению многофункциональных залов с важными пояснениями.
Итак, пример 1 – зал заводского Дома культуры, Владимирская область.
Основные входные данные:
- Вместимость – 250 человек
- Балкон и ложи – отсутствуют
- Высота сцены – 100 см
- Расстояние от рампы до первого ряда кресел – 350 см
- Основное назначение зала – проведение собраний и конференций, а также торжественных мероприятий заводского уровня с выступлениями коллективов художественной самодеятельности (без участия «живых» музыкальных коллективов)
- Способ установки звуковых систем - напольный
- Рекомендуемый бюджет – минимально достаточный.
Формирование комплекта для подобных залов, как правило, не составляет труда, и большая часть проблем связана с пусконаладкой оборудования и корректностью эксплуатации (ввиду отсутствия специалистов заказчика). В таких случаях подбирается оборудование с максимально упрощённым управляющим инструментарием, позволяющим комплекту работать сразу «из коробки», как например, акустические системы серии TANGO.
Наименование |
Описание |
Кол-во |
|
Портальные системы звукоусиления |
|
ECO TANGO 12A |
Активная широкополосная акустическая система, мощность (RMS) 250 Вт, УЗД 125 дБ, динамики - НЧ 12”, ВЧ 1,34” |
2 |
ECO TANGO SUB-15A |
Активная низкочастотная акустическая система (сабвуфер), мощность (RMS) 500 Вт, УЗД 128 дБ, динамик НЧ 15”, встроенный стереокроссовер |
2 |
|
Мониторные системы сценические |
|
ECO TANGO 10A |
Активная широкополосная акустическая система, мощность (RMS) 200 Вт, УЗД 122 дБ, динамики - НЧ 10”, ВЧ 1” |
2 |
|
Микшерные пульты |
|
VOLTA ARTIST 142 |
Микшерный пульт, 14 линейно-микрофонных входов и 2 входных стереопары, встроенный процессор эффектов, мастер-эквалайзер и Mp3-рекордер. |
1 |
|
Микрофоны и радиосистемы |
|
VOLTA USC-101T |
Беспроводная дискуссионная радиосистема с конденсаторными настольными микрофонами на 8 участников |
1 |
VOLTA US-102 |
Беспроводная радиосистема с 2 ручными динамическими микрофонами |
2 |
Указанный звуковой комплект позволяет проводить бОльшую часть требуемых в повседневной жизни мероприятий и не требует привлечения высокопрофессионального обсуживающего персонала.
Пример 2. Районный Дом культуры в Орловской области.
Основные входные данные:
- Вместимость – около 500 человек
- Балкон - 4 ряда на 80 мест
- Высота сцены – 110 см
- Расстояние от рампы до первого ряда кресел – 200 см
- Основное назначение зала – проведение торжественных официальных мероприятий местного уровня, выступления музыкальных, танцевальных и театральных коллективов.
- Основной комплект оборудования должен иметь возможность оперативной транспортировки для выездных мероприятий.
- Способ установки звуковых систем – напольный, ввиду конструктивной невозможности подвеса оборудования.
- Рекомендуемый бюджет – ограниченный
Задание по оснащению зала районного Дома культуры, представленного в данном примере, включало много нюансов и сложностей. Прежде всего, пришлось отказаться от подвеса акустических систем, как в силу конструктивных особенностей перекрытий, так и пожеланий заказчика, которому требовалось периодически использовать оборудование для выездных мероприятий. Тем не менее, в самом зале планировалось проводить аншлаговые музыкальные и театральные мероприятия, то есть требования к качеству звукопередачи были достаточно высокие.
Вторая сложность была связана с геометрией зрительного зала. Большая ширина и портальное размещение акустических систем подразумевает обязательное использование front fill для озвучивания передних рядов, что усложняет настройку и эксплуатацию комплекта. Кроме того, балкон и подбалконное пространство дополнительно потребовали установки дополнительных акустических систем с индивидуальным управлением.
Таким образом, сопоставив все данные, было принято решение об использовании акустических систем VOLTA семейства MAXIMUM, которые за счёт супермощных управляющих процессоров позволяют производить любые корректировки звукового сигнала. Кроме того, создание базы ситуативных пресетов дают возможность оперативной работы при изменении места применения комплекта или его конфигурации.
Наименование |
Описание |
Кол-во |
|
Портальные системы звукоусиления |
|
VOLTA MAX 15A |
Активная широкополосная акустическая система, мощность (RMS) 550 Вт, УЗД 131 дБ, динамики - НЧ 15”, ВЧ 3”, DSP MARANI |
4 |
VOLTA MAX SUB18A |
Активная низкочастотная акустическая система (сабвуфер), мощность (RMS) 800 Вт, УЗД 132 дБ, динамик НЧ 18”, DSP MARANI |
4 |
|
Мониторные системы сценические |
|
VOLTA ONSTAGE 210A |
Активная широкополосная акустическая система, сценический монитор, мощность (RMS) 600 Вт, УЗД 130 дБ, динамики - НЧ 2х10”, ВЧ 2”, DSP MARANI |
6 |
|
Системы озвучивания передних рядов (Front Fill) |
|
VOLTA MAX 10A |
Активная широкополосная акустическая система, мощность (RMS) 300 Вт, УЗД 127 дБ, динамики - НЧ 10”, ВЧ 1,75”, DSP MARANI |
4 |
|
Системы озвучивания балкона |
|
VOLTA MAX 12A |
Активная широкополосная акустическая система, мощность (RMS) 400 Вт, УЗД 129 дБ, динамики - НЧ 12”, ВЧ 2”, DSP MARANI |
2 |
|
Системы озвучивания подбалконного пространства |
|
VOLTA MAX 10A |
Активная широкополосная акустическая система, мощность (RMS) 300 Вт, УЗД 127 дБ, динамики - НЧ 10”, ВЧ 1,75”, DSP MARANI |
4 |
|
Микшерные пульты |
|
VOLTA ZEUS 4820 c DANTE модулем |
Микшерный пульт цифровой, 48 входов, 20 выходов, 16 DCA групп, 10” сенсорный экран, 17 моторизированных фейдеров, USB-рекордер |
1 |
VOLTA DIO24 |
Цифровой мультикор DANTE |
2 |
Этот комплект позволяет проводить концертные и театральные мероприятия достаточно высокого уровня с максимально равномерной звуковой палитрой в любой точке зала. Комплект требует высокого профессионального уровня сотрудников на этапе настройки и грамотных специалистов при эксплуатации.
Пример 3. Областной Дворец культуры в Поволжском регионе.
Основные входные данные:
- Вместимость – около 800 человек
- Балкон - 5 рядов на 150 мест
- Высота сцены – 140 см
- Расстояние от рампы до первого ряда кресел – 300 см
- Основное назначение зала – проведение торжественных официальных мероприятий высокого уровня, выступления музыкальных, танцевальных и театральных коллективов.
- Способ установки портальных звуковых систем – подвес
- Рекомендуемый бюджет – оптимальный
Зал областного дворца культуры представляет собой яркий пример советского зодчества, выдержанного в стиле «социалистический ампир». Но несмотря на возраст здания, зал обладает неплохой акустикой и вполне подходит для проведения мероприятий высокого уровня без особых изменений в конструкции.
В зале Областного Дворца культуры, помимо собственного репертуара, планируется проводить концерты известных (и очень известных) артистов, то есть требования, предъявляемые к качеству звукопередачи, весьма высокие (с поправкой на областной бюджет). Исходя из этого, комплект звукоусиления был составлен с применением оборудования MASTERS.
Приобретение части оборудования, включая «райдерный микшер» и микрофонный парк, студию звукозаписи и выездной комплект, было вынесено в отдельную закупку и в данный документ эти приборы не попали. (Микшер VOLTA ZEUS 4820, присутствующий в спецификации, в дальнейшем должен эксплуатироваться в выездном комплекте).
Наименование |
Описание |
Кол-во |
|
Портальные системы звукоусиления, линейный массив |
|
MASTERS APEX |
Широкополосная акустическая система, элемент линейного массива, мощность AES (E DIN EN 60268-21:2018-04) – 600+160 Вт (Bi Amp), УЗД 135 дБ, динамики – НЧ 2х10”, ВЧ 3” |
16 |
MASTERS TOWER |
Активная низкочастотная акустическая система (сабвуфер), мощность AES (E DIN EN 60268-21:2018-04) 1400 Вт, УЗД 135 дБ, динамик НЧ 18” |
8 |
MASTERS MDA4-7000 DM DANTE |
Четырёхканальный усилитель мощности с DSP, мощность 4х1700 Вт\4 Ом, FIR\MIR\IIR, DANTE |
4 |
MASTERS MDA2-9000 DANTE |
Двухканальный усилитель мощности с DSP, мощность 2х4000 Вт\4 Ом, FIR\MIR\IIR, DANTE |
2 |
|
Мониторные системы сценические |
|
MASTERS ARENA XII DANTE |
Активная широкополосная акустическая система, сценический монитор, мощность AES (E DIN EN 60268-21:2018-04) 550+55 Вт, УЗД 132 дБ, динамики - НЧ 12”, ВЧ 2”, коаксиал, DSP MARANI, DANTE |
6 |
|
Прострелы сцены |
|
MASTERS AURA XII DANTE |
Активная широкополосная акустическая система, мощность AES (E DIN EN 60268-21:2018-04) 550+55 Вт, УЗД 131 дБ, динамики - НЧ 12”, ВЧ 1”, DSP MARANI, DANTE |
4 |
|
Системы озвучивания передних рядов (Front Fill) |
|
MASTERS STING DANTE |
Активная широкополосная акустическая система, мощность AES (E DIN EN 60268-21:2018-04) 200+20 Вт, УЗД 121 дБ, динамики - НЧ 5”, ВЧ 1”, DSP MARANI, DANTE |
6 |
|
Системы озвучивания балкона |
|
MASTERS AURA CCVI DANTE |
Активная широкополосная акустическая система, мощность AES (E DIN EN 60268-21:2018-04) 400+55 Вт, УЗД 127 дБ, динамики - НЧ 2x6”, ВЧ 1”, DSP MARANI, DANTE |
4 |
|
Системы озвучивания подбалконного пространства |
|
MASTERS AURA CCVI DANTE |
Активная широкополосная акустическая система, мощность AES (E DIN EN 60268-21:2018-04) 400+55 Вт, УЗД 127 дБ, динамики - НЧ 2x6”, ВЧ 1”, DSP MARANI, DANTE |
4 |
|
Микшерные пульты |
|
VOLTA ZEUS 4820 c DANTE модулем |
Микшерный пульт цифровой, 48 входов, 20 выходов, 16 DCA групп, 10” сенсорный экран, 17 моторизированных фейдеров, USB-рекордер |
1 |
VOLTA DIO24 |
Цифровой мультикор DANTE |
2 |
Обозначенный выше комплект подразумевает единое управление всеми системами по протоколу DANTE, что позволяет добиться оперативности, гибкости и универсальности в его настройке и эксплуатации. Параметры звукопередачи соответствуют высочайшим стандартам индустрии звукоусиления 2025 года.
Если вас заинтересует тема, затронутая в сегодняшней публикации, мы представим вашему вниманию дополнительные технические предложения по звуковому оснащению помещений самого разного назначения.
*Фотографии конкретных зданий размещены как типовые